Условные предложения или факин кондишеналс

“Не надо ставить мне условий!” – это уж точно не про английский язык. Есть в нем часть (причем очень большая!), отвечающая именно за постановку условий. Что это за дичь и как нам теперь с этим жить, разбираем в этом посте.

Итак, предложения условного вида (как могла бы выразительно выразиться МарьИванна из 8 “Б”) или Conditionals – это такие ребятки, которые помогают нам говорить о том, что было БЫ, ЕСЛИ БЫ. Иными словами, как только вы собрались начать свой спич со слова “Если”, вы должны заюзать один из типов условных предложений.

Англичане разжились пятью видами conditionals:

0. Zero conditional. Зеро. Нулевое условное предложение. 

Значение: обозначает оно факты, которые всегда верны, а также очевидные вещи.

Например:

  • если у тебя болит голова, выпей таблетку.

If you have a headache, take a pill.

  • если ты много читаешь, это не значит, что ты тут самый умный

If you read a lot, it doesn’t mean you’re a rocket wizard* here.

  • если тебе плохо, иди страдай в одиночестве

If you’re sad, go and suffer in silence.

Время: Present.

Формула построения: If + Present Simple, Present Simple

  1. First conditional. Первый тип УП.

Значение: реальное условие в будущем. Если случится то-то и так-то, то будет так-то и то-то.

Например:

  • если ты выбросишь мусор, я не буду обзывать тебя грязнулей.

If you throw out the trash, I’ll stop calling you a piggy.

  • если Джон сделает татуировку, его родители выселят его из квартиры.

If John makes a tattoo, his parents will give him the key of the street.

  • я пойду с тобой в кино, если ты пообещаешь сводить меня в ресторан.

I’ll go to a movie with you, if you promise to take me to a restaurant.

Время: Future онли.

Формула построения: If + Present Simple, Future Simple

АТТЕНШН!!! НАЧИНАЯ СО ВТОРОГО ТИПА УСЛОВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ЧАСТИЦА “БЫ”!!!

2. Second conditional. Второй тип УП.

Значение: нереальное условие в настоящем или в будущем времени. Поясню за базар: если БЫ что-то случилось, то я БЫ сейчас был в другом состоянии, вел бы себя по-другому. Чисто теоретически, есть все еще шанс, что сие случится. Но пока что этого не случилось.

Например: 

  • если бы у меня был попугай, я бы научил его ругаться на суахили.

If I had a parrot, I’d (I would) teach him how to swear in Swahili

  • если бы у меня было много денег, я бы купил дом и съехал бы от своих родственников к чертям.

If I had a lot of money, I’d buy a house and move the hell out of my relatives.

  • если бы мы жили на другой планете, я все равно бы придумывала дурацкие примеры для правил

If we lived on another planet, I’d make up stupid rules’ examples anyway.

Время: Present, Future

Формула построения: If+Past Simple, would+1st form of a verb

3. Third conditional. Третий тип Уп.

Значение: нереальное условие в прошедшем времени. Как правило, употребляется тогда, когда хочется наехать – вот если бы ты вчера не напился, норм посидели бы. В общем, события случились в прошлом и уже нет никаких фантазий насчет будущего.

Например:

  • был бы у меня кот, я бы и не женился вообще (но я женился, а кота как не было, так и нет).

If I had had a cat, I wouldn’t have got married at all.

  • если бы Джон не пришел вчера, мы бы померли со скуки. (но Джон пришел и спас нас! О, чудо, мы не вскрылись!)

If John hadn’t come yesterday, we’d have been bored to death.

  • если бы ты вчера не пялился на Маргарет, ты бы помнил, что я тебе говорила о Люси! (но ты пялился и ни черта не запомнил)

If you hadn’t stared at Margaret yesterday, you’d have remembered everything I told you about Lucy!

Время: Past. Forever past.

Формула построения: If+Past Perfect, would+ have+3d form of a verb

4. Mixed conditionals. Смешанные УП. (полная жесть).

Значение: когда ваш мозг разорвало и вы не в курсе, в каком времени лучше сказать о наболевшем. Шучу (сложная лингвистическая шутка). Смешанные условные предложения используются в том случае, когда одну часть предложения мы говорим в прошедшем времени и она не исполнима, а вторую – в настоящем/будущем, и она теоретически исполнима.

Лайфхак: как правило, в первой (“прошедшей”) части всегда используются слова, указывающие на сожаления в прошлом, а во второй – слово “сейчас”.

Например:

  • если бы я вышла замуж за Родриго 20 лет назад, я бы сейчас не сидела в холодной Тюмени. (замуж за Родриго я так и не вышла – прошлое, неисполнимое (уж за 20-то лет он меня позабыл), но живу в Тюмени сейчас – настоящее, исполнимое).

If I had married Rodrigo 20 years ago, I wouldn’t live in cold Tyumen now.

  • если бы ты пошел учиться на юриста тогда, сейчас бы был в шоколаде. (на юриста ты учиться не пошел, так что сейчас сидишь и сосешь. Лапу сосешь, конечно же!)

Back then, if you had pursued a Law degree, you’d be roll in the stuff

  • если бы родителей Бэтмена не убили, он сейчас не летал бы по крышам и не спасал бы людей. (но его родителей убили, и мы имеем на сегодняшний момент то, что имеем)

If Batman’s parents hadn’t been killed, he wouldn’t fly up the roofs and save people.

Время: Past // Present

Формула построения: If + Past Perfect, would + 1st form of a verb.

Еще парочка лайфхаков: самое распространенное кондишенл – второе. Наименее распространенное – смешанное. Но это не ИМХО, а просто мое наблюдение, пока я жила среди нейтив спикеров.

Если есть вопросы – велкам в комменты; я отвечаю всегда, даже когда не знаю.

*A rocket wizard – “самый умный”, умник, как правило употребляется в негативном ключе.
Leave a Reply

