О школьной травле

Hey Fellows! Это “Английский с молоком” и сегодняшняя статья будет совсем не про английский.

Недавно, в своем инстаграме, я спросила у  подписчиков, интересен ли им разбор такой важной темы как школьная травля или буллинг. Почти единогласно было решено, что тема крайне необходимая и вот именно поэтому я делюсь с вами своими мыслями. Я очень надеюсь, что мои предостережения и советы хотя бы отчасти смогут повлиять на кого-нибудь и помочь жертвам буллинга, потому что, к сожалению, я сама проходила через подобные испытания и знаю, к чему могут привести последствия.

Про это не принято говорить, подобные темы не освещают на центральных каналах – просто потому, что в нашей культуре закрепилась мысль – “это же дети, ну что там они могут сделать. Ну, сказал один ребенок другому пару обидных слов, так это естественное развитие в социуме!” Есть огромная разница между обыкновенными подколами и намеренной травлей, когда пара обидных слов превращается в издевательства и насилие. Когда ребенка бьют за школой (или в самой школе), отбирают личные вещи, щипают, пинают, обзывают при всем классе и угрожают еще более жесткой расправой, если жертва обратиться за помощью к родителям или к учителям.

Я слышала разные ответы на такие ситуации: “так человек становится сильнее”, “зато именно так ребенок учится защищать себя”, “во взрослой жизни все еще тяжелее”, “это все потом забудется, это не стоит внимания”.

Я закончила школу больше 10 лет назад и я могу с уверенностью сказать: нет, это не забывается. Все пережитое унижение человек будет проносить с собой через всю жизнь.

Вероятно, в те моменты я и стала на порядок сильнее, но я была бы гораздо счастливее и без такого опыта. Потому что школьная травля повлияла на мою жизнь и мне пришлось очень долго работать со своими страхами.

Помню, на тот момент, когда я училась в школе, у нас перодически проводились встречи с психологом – на этих встречах мы обсуждали будущие профессии, важность хороших оценок, но мы ни разу не говорили о необходимости оставаться человеком по отношению к другим людям. Мы ни разу не поднимали тему принятия других людей; психолог не акцентировала внимание на том, что внешность человека и его увлечения не должны подвергаться обсуждению и осуждению.

Нам кажется, что подобные прописные истины – просты и понятны, и, заучив их один раз в первом классе, можно уже об этом не говорить. Но, как показывает практика, об этих ценностях важно говорить постоянно. И важно не просто говорить о том, что издевательства над другими людьми – это плохо. “Плохо” – это не ответ. Важно объяснять, почему это плохо. Потому что потенциальная жертва приобретает ворох комплексов; потому что она (имеется ввижу жертва) не спит ночами, боится выходить из дома, боится выстраивать отношения с людьми – ведь подсознательно она все время ожидает осуждения, порицания, насмешки.

Потому что тысячи талантливых людей, которые могли бы в жизни сделать что-то невероятно ценное, сидят себе тихо и не смеют “высунуться наружу”, потому что когда-то в школе на протяжении долгого времени им с угрозами вдалбливали: “ты – никто, ты – неудачник, а если ты попробуешь поднять руку и ответить что-то на уроке, мы тебя загнобим”. Очень немногим детям после травли удается в себе эти страхи побороть.

Поэтому, если вы, будучи учителем или взрослым/родителем, видите, что на ваших глазах происходит травля ребенка – не оставайтесь в стороне, старайтесь сделать все, что в ваших силах, и, пожалуйста, будьте реалистами: слова “давайте жить дружно” на обидчиков не подействуют. Если к вам обратился ребенок с просьбой о помощи, не нужно говорить ему о сострадании, снисходительности по отношению к тем, кто над ним издевается, не нужно читать ему нотации о том, что это “несчастные люди, ведь счастливые – никогда не… и таких людей нужно только пожалеть”. Во-первых, закон “подставленной щеки” в реальном мире не работает. О подобных высокопарных вещах нужно говорить или до, или после. А, во-вторых, обидчики могут быть вполне себе счастливыми людьми, из обеспеченных семей, где их любят и лелеют.

Первое, что вы должны сделать – это заверить ребенка, что вы сможете решить данную ситуацию, пусть даже и придется поменять школу. Ни одна “бюрократическая волокита” не стоит психологической травмы ребенка! И, бога ради, не вздумайте говорить, чтобы ребенок “избавился от причины насмешек” – это не поможет, потому что обидчики “цепляются” ко всему: начиная с внешности и заканчивая увлечениями.

В моем случае, мне удалось “победить” тех, кто надо мной издевался игнорированием. Дело в том, что обидчики получают невероятный кайф от самого факта издевательства, соответственно, эмоции жертвы, ее обида, слезы, любая реакция провоцирует обидчика издеваться и дальше, ведь он этим “питается”. Но как только жертва перестает реагировать – у обидчика пропадает интерес. Да, мне было колоссально сложно сдерживаться и не реагировать на издевательства, но это принесло свои плоды – от меня достаточно быстро “отстали” (хотя до этого я терпела травлю пол года). Однако, я считаю такой метод самым “мягким”, и если он не поможет, вот в этой статье очень подробно рассказывается об одном из самых действенных методов борьбы со школьным буллингом: https://mel.fm/novosti/5623970-ni-odin-bulling-ni-odna-travlya-ne-zakonchitsya-poka-v-neye-ne-vmeshayutsya-vzroslyye-treti-sily?

Второе – если вы или ваш друг сами стали жертвами буллинга (знаю, что меня читают и школьники), то об этом нельзя молчать. Я знаю, действительно знаю, как страшно и даже опасно рассказывать о происходящем с вами, но рассказать родителям и/или классному руководителю (или любому школьному учителю, с которым у вас хорошие отношения), либо школьному психологу (опять же, если вы ему доверяете) – нужно обязательно и вместе придумать решение ситуации.

Если вдруг возможности поговорить со взрослым человеком нет, можно найти специалиста на специализированном сайте в Интернете, из самых проверенных есть такой ресурс: https://www.b17.ru/psiholog/  И помните – проблема издевательств не в вас, жертвой может стать абсолютно любой человек. Выход из ситуации есть, и даже не один, не замыкайтесь в себе.

И третье – я часто слышу такой ответ, мол, “мы ведь живем в обществе, а, значит, у нас всегда будут “тираны” и “жертвы”. Будут до того момента, когда мы перестанем так говорить. Наше общество постепенно развивается, что не может не радовать, и в наших же силах его менять. Всегда побеждает тот волк, которого мы кормим – если мы будем и дальше молчать, поощряя “больные” ценности, то, да, будут тираны, будут жертвы. Но если же мы будем поднимать эти темы, разговаривать с детьми и взрослыми о том, ПОЧЕМУ издеваться над другими – нельзя, а также ПОРИЦАЯ (а не спуская все на тормозах) тех, кто издевается – вот тогда в нашу с вами жизнь придут изменения.

 

Advertisements

2 thoughts on “О школьной травле

    1. Спасибо за ваш комментарий! А статью эту я упомянула в своей 🙂 автор та же, ситуация та же, просто ресурс другой)

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s